29 августа 2012
29 августа изучаем жизненный цикл фаундеров на #Feedback с Николаем Митюшиным
19 августа 2012
Акселератор GTI Labs предоставит Prostor для развития вашего стартапа
15 августа 2012
15 августа учимся эффективным продажам на #poSEEDelk'ах
Читайте о том, как прошло...
10 июля 2012
Летняя школа HSE Start-Up Network 10-13 июля
3 июля 2012
Из цикла мероприятий Healthcare Networking
30 июня 2012
30 июня в 19:00 хулиганский Feedback в MOD Design
Ироничный отчет о том, как прошло...
21 июня 2012
21 июня в 18:30 #poSEEDelki про бизнес-модели
4 апреля 2012
4 апреля в 18:30 "бизнес Online под микроскопом" на #poSEEDelk'ах
30 марта 2012
30 марта 10 уроков Top4Top на Feedback: Читайте отчет!

Три урока от Алексея Черняка, директора Darberry-Groupon: мастер-класс перед стартом Harvest

12 марта 2011

Tweet Нравится

Утром субботы, прежде чем новая волна Harvest-проектов приступила к презентациям и интенсивной работе, директор Groupon Алексей Черняк провел краткий мастер-класс для участников рабочих выходных. В полчаса он уложил три истории: о том, как за один уик-энд чуть не убил свой первый проект, набрав не тех людей в команду, и вытащил его за счет предварительных продаж; том, как за две недели был создан Cheap&Daily; и том, за счет чего Darberry-Groupon стал успешен в России.

Сколько у успешного стартапа должно быть основателей? Когда бутстрепперы упираются «в потолок»? И что такое масштабирование «по-русски»? Мнение Алексея — в этом посте.

Первый проект (как добиться успеха на рабочих выходных)

Все гениальное просто. Приходя на Harvest, Черняк советует браться за проработку довольно простых решений. «Два дня могут дать вам хороший старт, но успеть за них все у вас едва ли получится. Иногда проект, который сразу улучшит жизнь хотя бы двух тысяч людей, может быть полезнее чего-то глобального», — считает Алексей. Начните с того, что можно сделать быстро. А потом, получив опыт и сколотив команду, переходите к реализации более масштабных планов.

Поиск команды — именно тот подводный камень, о который разбиваются многие проекты. Алексей советует обращать внимание на «энергетику» тех, с кем вы только познакомились и сразу приступили к работе. Описать это нельзя, надо прочувствовать. За два дня вполне можно понять, что после выходных люди не потеряют интереса и продолжат развивать проект «в обычной жизни».

У Алексея есть опыт личного участия в стартап-турнирах. Собственно, с одного из таких мероприятий несколько лет назад и начиналась его карьера предпринимателя.

«Я придумал довольно простой проект, который заинтересовал других участников. Среди людей, который тут же присоединились к проекту, были все, кроме нужных мне. Но ситуацию удалось выправить. Мы тут же стали продавать свою идею потенциальным заказчикам. Хотя ничего готового у нас не было. Кстати, советую начинать продажи еще до того, как у вас появился продукт. Хороший стартап начинается с рекламы: продажи идее потенциальной команде; затем — партнерам; затем, если это действительно требуется, — инвестору». 

Бутстреппинг (опыт Cheap&Daily)

Долгие хождения вокруг да около часто убивают хорошие проекты. Делать быстро — это правило Черняка, особенно если речь идет о клонах зарубежных стартапов.

«Как-то перед Новым годом, когда покупательская активность увеличивается, мы задумали аналог штатовского стартапа, продававшего в день по одному популярному товару по супер-низкой цене. Совершенно не понимали, как делать многие вещи. Но решили взяться и создать российский вариант, назвав его Cheap&Daily», — рассказывает Алексей. — «Многие предприниматели долго мучаются, думая, вкладывать ли ресурсы в проект. В итоге, такой важный ресурс как время часто бывает упущен».

Cheap&Daily был создан за две недели. И совсем скоро вышел на показатель в 30-50 заказов в день. Но, дойдя до планки в сотню заказов — логистика изначально продумана не была. Проект до сих пор развивается бутстреппингом, без привлечения внешних инвестиций.

Работа над подобным стартапом не обязательно подразумевает full-time. Но успех в таком проекте может убедить вас уйти с основной работы и заняться собственным делом. «Не знаю, как обстоят дела в других компаниях. Но там, где работал я, многие тратили ощутимую часть рабочего времени на чаепития и серфинг по интернету. Какая тогда разница, если я вместо этого выходил в коридор, чтобы принять очередной заказ», — думает Алексей.

Инвестиции (почему «бегают» за Darberry-Groupon)

«Для начала не нужны бизнес-планы. Проверьте жизнеспособность идеи, пусть появится хорошая динамика на коротком отрезке времени», — говорит Черняк. — «А там, если вы успешный стартап, инвесторы сами придут к вам; если вы только бегаете за ними, это плохой показатель. Подумайте, возможно до каких-то пор удастся напрячь силы и обходиться без чужих денег».

Правда, Алексей признается что еще до прихода Groupon в Darberry знали, откуда если что привлечь деньги, и проект развивали не только на свои.

Конечно, были и проблемы. Черняк говорит, что, запуская Darberry, его основатели не были до конца уверены, что российская публика примет модель работы сервиса. Тем более что первые предложения были довольно дорогими. На следующем этапе, когда было решено быстро выходить в другие города, встал вопрос поиска адекватных людей, готовых к сотрудничеству.

«Когда вы делаете что-то новое, есть и плюсы, и минусы. С одной стороны, вы рассказываете об этом первыми или одними из первых. С другой, многие еще не понимают перспектив. Поначалу людей, открывавших подразделения Darberry вне Москвы, мы искали по знакомству, на форумах — да практически где угодно. Понимания общих критериев отбора не было, так что просто давали задание: приведи три хороших акции сразу, и ты с нами».

P.S. У семи нянек дитя без глаза или Счастливое число

Оказывается, запускать проект так, чтобы он стал потенциально успешным, должны пять основателей. Такую цифру Алексей вывел из своего опыта. Кстати, как отметил Черняк, в GreenfieldProject тоже работают пять человек. Значит, Харвест пройдет удачно.

Стратегические партнеры:

Стратегический партнер - Центр Предпринимательства при Школе Бизнеса Университета Кэмбриджа http://www.cfel.jbs.cam.ac.uk/
Стратегический партнер - Microsoft http://www.ms-start.ru/
Стратегический партнер - Бизнес-инкубатор InCube АНХ http://www.incube-ane.ru/
Стратегический партнер - Департамент науки, промышленной политики и предпринимательства города Москвы http://www.dmpmos.ru/
Стратегический партнер - ОАО «Российская венчурная компания» http://www.rusventure.ru/ru/
Стратегический партнер - Фонд содействия развитию венчурных инвестиций в малые предприятия в научно-технической сфере города Москвы http://www.mosinnov.ru/

Инфраструктурные партнеры:

Инфраструктурный партнер - Бизнес-инкубатор ГУ-ВШЭ http://www.hse-inc.ru/
Инфраструктурный партнер - Казанский бизнес-инкубатор Технопарка в сфере высоких технологий «ИТ-парк» http://bi.itpark-kazan.ru/
Инфраструктурный партнер - «Менеджмент в сфере интернет-технологий», RMA-ГУУ http://www.rma.ru/internet/about.html
Инфраструктурный партнер - CDN video http://cdnvideo.ru/
Инфраструктурный партнер - Digital October http://www.digitaloctober.ru/
Инфраструктурный партнер - Global TechInnovations http://www.globaltechin.ru/
Инфраструктурный партнер - HeadHunter http://hh.ru/
Инфраструктурный партнер - Mobiety http://www.mobiety.ru/
Инфраструктурный партнер - Pruffi http://talanting.ru/
Инфраструктурный партнер - Red Keds http://redkeds.com/
Инфраструктурный партнер - RIS Ventures http://www.risventures.com/
Инфраструктурный партнер - SM & Partners http://smandpartners.ru/
Инфраструктурный партнер - Startobaza http://startobaza.ru/
Инфраструктурный партнер - Глобальный венчурный альянс (GVA) http://gvacapital.com/ru/#!
Инфраструктурный партнер - Зворыкинский проект http://zv.innovaterussia.ru/
Инфраструктурный партнер - Креативная мастерская А-ТАК http://a-tak.ru/
Инфраструктурный партнер - Кубок Техноваций http://www.technocup.ru/
Инфраструктурный партнер - Мегаплан http://www.megaplan.ru/
Инфраструктурный партнер - Московская школа управления СКОЛКОВО http://www.skolkovo.ru/
Инфраструктурный партнер - Региональный Общественный Центр интернет-технологий (РОЦИТ) http://www.rocit.ru/
Инфраструктурный партнер - Центр современного дизайна и инноваций для жизни MOD Design http://modmoscow.com/
Инфраструктурный партнер - Юридическая компания «Сенешаль Нейман» http://www.seneschal.ru/

Информационные партнеры:

Информационный партнер - Высшая школа бизнес-информатики НИУ ВШЭ http://www.hse.ru/org/hse/dop/263495/elmanagement/
Информационный партнер - East-West Digital News http://www.ewdn.com/
Информационный партнер - FirmBook http://firmbook.ru/
Информационный партнер - Future Today http://www.futuretoday.ru/
Информационный партнер - StartUp Women http://www.startupwomen.ru/
Информационный партнер - Venture Business News http://www.venture-news.ru/
Информационный партнер - Журнал "DS" http://ds-mag.com/
Информационный партнер - Опора-кредит http://www.opora-credit.ru/
Информационный партнер - Портал начинающих предпринимателей http://smallbusiness.ru/
Информационный партнер - Проект Think! http://thinki.ru/
Информационный партнер - Сообщество стартаперов и инвесторов StartupPoint http://startuppoint.ru/
Информационный партнер - Стартап-Афиша http://startupafisha.ru/
Информационный партнер - Теории и практики http://theoryandpractice.ru/
Информационный партнер - Фабрика бизнеса http://business-f.com/
Информационный партнер - Фабрика Успеха http://businessfactory.ru/